Тексты

Нягань. ТЮЗ. Путевые заметки

В самом конце апреля я на два дня приехала в Нягань по приглашению директора Няганского ТЮЗа Анастасии Постниковой. О своих впечатлениях от театра и города с удовольствием рассказываю «Недорослю».

Оказывается, Нягань совсем недалеко от Москвы. Всего лишь три часа на самолете до Ханты-Мансийска и потом три с половиной – на машине по новой трассе, идущей по степи и болотам, поросшим соснами и кедрами. Места эти — дивной красоты, но настолько безлюдны, что даже встречные машины попадаются раз в полчаса. Поэтому когда на съезде с холма в дымке появляется город, ему радуешься как родному.


Нягань — город маленький и совсем молодой. Образовался он в 80-х из поселка нефтянников Нях, а сейчас в нем живет 60 тысяч человек. Он состоит из ярко покрашенных пяти-шести-девяти этажных домов, просторных бульваров, обустроенных футбольными коробками и детскими площадками дворов, заставлен дорогими машинами и весь чистый и прибранный как после субботника. На улицах много мам с детьми и колясками, а магазинчики и рестораны не отличить от столичных. В городе есть несколько кинотеатров, два музея и театр. Няганский ТЮЗ. Он располагается в пяти минутах от главной улицы, во дворах, в здании бывшей школы. Обитый темно-красным сайдингом, он приземистый, одноэтажный и окружен пока еще не проснувшимся после зимы садом, в котором много берез. Рядом — школа, футбольное поле и жилые дома. Все это выглядит очень обжитым и уютным, и детский гомон фоном все время звучит из окон, когда ты в театре.

Няганский ТЮЗ — единственный театр в городе, и, конечно, та интенсивность, с которой он живет, производит огромное впечатление. В день, когда у меня были две экскурсии для школьников по книге «В театре. Экскурсия за кулисы» (https://www.nastyainikita.ru/v-teatre), я пришла в театр в 11 утра, и там уже в каждом помещении кипела жизнь: в репетиционном зале шло совещание по будущему спектаклю, в цехах (а в Няганском ТЮЗе сами делают все, что нужно для спектакля, ничего не заказывают на стороне — ни декорации, ни костюмы, ни реквизит) работали мастера, все зрительские службы уже были на месте, чтобы готовиться к встрече школьников. Только директора, Анастасии Постниковой, не было на месте, потому что она выступала в Ханты-Мансийске перед местной Думой, где в который раз объясняла необходимость переезда театра в новое здание: его вот уже много лет власти не могут отремонтировать. Она приехала к вечернему спектаклю — премьере Ивана Пачина «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?», поставленному на таком уровне, что хоть сейчас бери его в афишу любого всероссийского фестиваля театров для детей и подростков.

Это вообще отличительная черта Няганского ТЮЗа: едва ли не каждый их проект сделан так, что диву даешься: как придумали? Как создали настолько качественный продукт, который не просто очень профессионален, но по сути своей, не показушно, а по существу развернут к людям и призван помочь им?


О проекте «Нягань. ТЮЗ. Уроки», возникшем в пандемию, Анастасия Постникова рассказывала на вебинаре СТД, посвященном детским театрам в эпоху карантина (https://youtu.be/stf98fKalBs). Идея проста, как велосипед, и так же, как показала практика, востребованна. Когда в марте 2020 все закрыли, Няганский ТЮЗ обратился к школам и спросил: а что вам нужно? Чем театр может быть вам полезен? Выяснилось, что нужны театрализованные уроки по литературе. Вместе с учителями составили план по произведениям, распределили их по актерам, которых в труппе 22 человека, и стали записывать каждый из своей квартиры. Потом выкладывали на сайт в открытый доступ, чтобы пользоваться ими могли не только няганские школьники, но все (ntyz.ru/няганьтюзуроки/). Сейчас, когда карантин снят, сотрудники вспоминают то время не как период застоя и уныния, а как период максимально напряженной работы, когда нужно было постоянно не только генерировать идеи, но и осваивать новое. И все научились и снимать, и монтировать, и вести прямые эфиры, и стримить. Все, кто хотел. Но таких в Няганском ТЮЗе большинство.


«Когда работаешь в маленьком городе, у тебя просто нет возможности халтурить, — говорит Анастасия Постникова. — Если ты один раз позволишь себе сделать что-то в полноги, к тебе не просто больше не придут те, кто это видел, но они еще и друзьям своим расскажут, а это уже приговор, когда ты единственный театр в городе».

В сезон Няганский ТЮЗ обычно выпускает 7-8 спектаклей на трех сценах: большой, на 60 мест, малой и зале с камином — там обычно проходят литературные театрализованные встречи по сказкам, когда дети сидят на подушках, а актеры с помощью кукол рассказывают им легенды народов мира (ntyz.ru/spektakli/prochie-meroprijatija/сказки-народов-россии/). Все эти пространства переделаны из бывших школьных помещений, но сейчас это уже совершенно не заметно, настолько обжитыми стали эти залы. Когда в них нет спектаклей и репетиций, там занимаются учащиеся детских студий, с которыми весь год работает 4-5 педагогов. С ними дети изучают, как устроен театр, занимаются актерским мастерском, сцендвижением, речью и ставят спектакли. В нынешнем, пандемическом, сезоне, студии не набирали, а обычно в театре занимается около сотни детей каждый год.


Малюсенькое фойе вместило в себя гардероб, фотозону (сейчас это огромный постер последней премьеры театра — спектакля Марии Сиукаевой по древнему нартскому эпосу «A L O L A J . История в 12 струнах»), огромный стенд с афишами идущих спектаклей и даже сувенирную лавочку.

За два дня командировки мне удалось посмотреть две премьеры театра: уже упомянутый «A L O L A J. История в 12 струнах» и спектакль Ивана Пачина «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?».

«A L O L A J» — постановка, сделанная в напевно-монументальном стиле традиционного театра, где костюмные сцены из осетинских сказаний о нартах, идущие под народную музыку, перемежаются современными эпизодами, в которых живут под рэп. История из древнего предания повторяется с сегодняшним семнадцатилетним Донни, пронзительно сыгранным Виталием Шенгиреевым. Оба главных героя, и из сказания, и наш современник, — это мальчики, когда-то по разным причинам оставленные матерями и сейчас мучительно ищущие себя и свое место в мире. Разделенные веками, они до боли похожи и друг на друга, и на каждого, кто чувствовал себя брошенным и непринятым, отвергнутым и иным, и, сидя в зрительном зале, может сказать, как главный герой: «Я — Донни, и это моя история».


«Умеешь ли свистеть, Йоханна?» Ивана Пачина, ныне — главного режиссера Тверского ТЮЗа, — спектакль по современной переводной литературе, по Ульфу Старку. Он соответствует всем чаяниям и лекалам нового театра для детей и подростков, и в этом и его плюсы, и минусы. Потому что, с одной стороны, он естественно встает в репертуар любого прогрессивного театра или фестиваля, с другой — похож на многие другие постановки, сделанные в этом стиле: с легкими, удобными для гастролей декорациями из оргалита, которые лишь условно обозначают места действия, джазовыми мелодиями в качестве музыкального сопровождения, умирающим в финале дедушкой и непременными желтой шапкой с помпоном и желтыми же резиновыми сапогами (откуда взялось это поветрие? Почему эти желтые предметы костюмов встречаются практически в каждом первом спектакле по современной переводной литературе? И, главное, почему до сих пор режиссеры и художники не прекратили их использовать как забронзовевший уже штамп, — глубоко не ясно). Все это не отменяет того факта, что сделан спектакль умело и с душой, затронуты в нем действительно важные темы, о которых нужно и хочется говорить со своими детьми, и в нем есть несколько очень хороших, а одна просто выдающаяся актерская работа. Речь о Юлии Шенгиреевой, которая играет главного героя — семилетнего мальчика Бертиля — абсолютно на разрыв, до укола в сердце узнаваемо и точно взяв мальчиковые интонации и пластику и сумев передать его неугомонность и огромную доброту. Она играет очень хорошего мальчика, смелого, любящего, преданного, такого, про которого думаешь: «Вот бы у моего сына был такой друг!».


Следующими премьерами Няганского ТЮЗа будет спектакль Филиппа Гуревича по рассказу Василия Шукшина «Сураз» и постановка Романа Бакланова по пьесе Фрида Нильсона «Джаггер. Джаггер», и уже сейчас понятно, что в Нягань в следующем сезоне нужно будет приехать еще раз.


Катерина Антонова